В 20 лет Морихеи Уэсиба был болезненным и слабым, в 40 лет приобрёл репутацию сильнейшего бойца Японии, а в 80 он всё ёщё сохранял боевую активность.

rei

Уэсиба родился 14 декабря 1883 году в деревне Ямура (сейчас город Танабэ), префектура Вакаяма и был чевёртым ребёнком – младшим сыном в семье своего оца Ёроку Уэсиба. С детства был увлечён и даже поглощён религией, был набожным и очень впечатлительным ребёнком. Поэтому родители всячески поощряли занятия физическими упражнениями для борьбы с этим односторонним увлечением. В возрасте 18 лет Морихеи переехал в Токио. Здесь он открыл небольшой бизнес и пришёл в зал Мастера Тодзава Токасобуро, где изучал основы школы Тэнсин Синъё-рю. Но из-за ухудшения здоровья  вынужден был вернуться домой, где вскоре состоялось бракосочетание Морихэя Уэсибы и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихэй был знаком с ней с детских лет.  Всё же опыт занятий боевыми искусствами не прошёл даром и в 1903 г.

Уэсиба поступил на военную службу в 37 полк четвёртой дивизии города Осака и участвовал, пусть и не долго (1904-1905г.г.), в русско-японской войне. Получив звание сержанта, и вернувшись с войны, ещё находясь на службе, он несколько лет изучал искусство фехтования кендо и занимался у мастера Дзю-Дзюцу стиля Ягю-рю (школа Гото) Масакацу Накаи. В 1907 году уволившись со службы Морихеи вернулся домой, а в 1908 году, пройдя тест в единоборствах с инструктором высшей категории Цубои Масаноцукэ и Накаи Масакацу, получил лицензию на право преподавания Дзю-Дзюцу стиля Ягю-рю (школа Гото) . В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацу-ко.

Переломным для Уэсибы стал 1912 год. Ему было 29 лет, когда собрав около 80 человек из 29 дворов своего родного городка, он переехал на остров Хокайдо. Этот самый северный из японских остовов тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранность в составе Японской империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно важной, тем более что Россия проявляла к нему интерес, впрочем, значительно поугасший после русско-японской войны. Здесь Уэсиба усердно работал: был руководителем нового поселения, занимался земледелием, служил в городском совете и способствовал освоению района Сиратаки.

Именно в период проживания переселенцем на Хоккайдо Уэсиба в 1915 году случайно в гостинице познакомился с Сокаку Такедой и стал его учеником. В то время Сокаку Такеда был в расцвете сил и на вершине своих физических возможностей. И хотя занятия продолжались с февраля 1915 по март следующего года и носили не регулярный характер из-за большой занятости Уэсибы по освоению новых земель, Морихеи добился того, что Мастер обучил его как достойного наследника, а в 1922 г. в возрасте 39 лет он в составе группы всего из 23 человек получил степень Кёдзю Дайри (этот ранг подтверждал владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых техник, 80 техник Айки-Дзюцу Окуги, 66 – Хидэн Окуги и 84 – Госин-Ё-но-Тэ). Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень Кайдэн, а Юкиёси достиг даже Содэн – степени, отражавшей полное знание техник (2284 техники включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). В подтверждение полученных навыков Сокаку Такеда выдал Морихеи Уэсибе документ дающий право на преподавание Дайто-рю Айки-Дзюцу, при условии, что он будет брать в ученики «только хороших людей». Там сказано так же, что Уэсиба должен передавать  Учителю «вступительные взносы» по 3 йены с каждого ученика.

В июле 1918 года в семье Морихеи и Хацу родился первый сын – Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок – сын Кунихару.

Восемь лет жизни Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо но в середине ноября 1919 года Морихеи получив телеграмму с известием о том, что его отец находится при смерти, после недолгих сборов, оставив всё своё имущество Мастеру Сокаку,  вместе с семьёй отправился на юг. По дороге домой, в поезде, Морихеи услышал рассказ о волшебнике, который вылечил многих людей молитвами, звали его Дэгути Онисабуро и он исповедовал учение Омотокё. А так как Уэсиба с детства верил в силу религиозного воздействия, то перед возвращением домой он решил посетить центр этой организации, который находился в Аябэ, близ Кёто, чтобы попросить помолиться о продлении жизни отца. Здесь произошла ещё одна судьбоносная встреча. Морихеи Уэсиба встретился с Онисабуро Дэгути. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: “Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу”.  Ёроки Уэсиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихеи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения уже в следующем 1920 году переселился жить в Аябэ и стал верным последователем учения Омотокё. К сожалению, первый год пребывания Морихэи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре – годовалый Кунихару.

Учение Омотокё было не очень популярно у официальных властей, и находилась под наблюдением местной госбезопасности, в поле зрения которой попал и один из наиболее активных адептов учения Морихеи Уэсиба. В это же время он, по совету своего духовного наставника, открыл в Аябэ тренировочный зал на 18 татами,  предназначенное для молодых людей из секты Омото. Это был первый шаг, сделанный Морихеи в качестве инструктора боевых искусств, и именно в это время родилась идея о создании нового искусства, в котором духовно-философский аспект преобладал бы над техникой и силой. С 1922 года Морихеи, исходя из своего видения боевого искусства, как «слияния духовных и физических сил партнёров в обоюдных интересах», стал называть своё искусство айки-будзюцу».

В 1921 году у Уэсибы родился сын Кисёмару.

В 1924 году он, сопровождая Дэгути Онисабуро, ездил в Монголию, где ему пришлось пережить ряд опасных ситуаций, в которых приобрёл ценный опыт. Так 13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и обеспечили их благополучное возвращение на родину.

В 1925 году Уэсиба вернувшись из Монголии, снова приехал в Аябэ и продолжил тренировки. А осенью того же года по просьбе адмирала Такэсита Исаму, отправился в Токио, чтобы продемонстрировать перед избранной аудиторией своё искусство. Среди собравшихся был граф Ямомото Гоннохёэ, на которого выступление Уэсибы произвело большое впечатление, и он попросил провести трёхнедельный семинар в Отдельном дворце Аояма для специалистов высокого уровня по дзюдо и кэндо при службе Императорского Дворца. Весной 1926 года его снова пригласили в Токио, а 1927 году, уступив настоятельным просьбам адмирала Такэситы и Дэгути Онисабуро, он совсем перебрался в Токио. В следующие три года Уэсиба основал ряд додзё в токийском районе Сиба. Слава его росла, количество учеников увеличивалось, даже основатель Дзюдо Кано Дзигоро в октябре 1930 года направил к нему некоторых из своих лучших учеников, возникла необходимость в помещении большего размера. В том же году Уэсиба Морихеи основал новый додзё в токийском районе Вакамацу-тё, сначала арендовав, а затем купив недвижимость у семьи Огасавара. Новый зал был готов к апрелю 1931. В настоящее время на этом месте находится главный додзё Айкидо.

В 1936 году Уэсиба решил, что пришло время разделить старые школы боевых искусств и его собственный, поскольку  в последнем акцент был сделан на философско-духовные принципы. Основываясь на этих различиях, он отказался от названия будзюцу и переименовал своё искусство в айки-будо. В 1939 году он подал официальное прошение о том, чтобы его организация была зарегистрирована в качестве юридического лица под названием «Кобукай». Прошение было удовлетворено в следующем году – наступил золотой век Айкидо, хотя сам термин «Айкидо» появился  несколько позже – в 1942 году. В это же время начались военные действия на Тихом океане и большинство молодых людей, изучающих Айкидо, были призваны в армию, рос милитаризм в японском обществе, что не могло не замедлить распространение Айкидо. Уэсиба, видя, как разгорается мировая война, передал все дела школы сыну Кисёмару и переехал в город Ивама префектуры Ибараги, где ещё с 1935 года, используя свои скромные сбережения, стал приобретать участки леса в сельской местности.

Здесь в Иваме Уэсиба собирался построить храм Айки, который символизировал Путь Айки и Дух Айкидо, вторым его желанием было построить додзё на открытом воздухе, наполненное Ки Вселенной, в котором можно было бы преподавать идеальное будо такэ-мусу, в третьих он хотел осуществить свою заветную мечту объединить боевые искусства (такэ, гармонизированного с защищающей жизненной энергией мусу) с занятиями сельским хозяйством. Храм Айки был завершён в трудные годы второй мировой. Во исполнение второй части плана в одном из уголков фермы был построен додзё на открытом воздухе, но в связи с ростом числа учеников возникла необходимость построить небольшой додзё внутри дома, размером в 30 цубо. Это было отклонением от первоначального плана, но неожиданно принесло Айкидо большую пользу. Хомбу додзё в Вакамацуте в течение трёх послевоенных лет вынуждено было сворачивать свою деятельность из-за запрета оккупационных сил Союзников заниматься боевыми искусствами. Деятельность главного додзё была перенесена в Иваму. Сегодняшнее его название – Ибараки Додзё, и оно посвящено памяти Основателя.

Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших учеников Уесибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и потренироваться. Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи Кобукан-додзё, как Годзо Cиода, Коичи Тохей, Минору Мочизуки. Кроме того, и сын Морихея – Кисёмару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеси Абе (который позже распространял айкидо во Франции) был учидеши тоже именно в этот период.

Возрождение Айкидо началось в феврале 1948 года после официального согласия властей зарегистрировать Айкидо в качестве «Финансового юридического лица Айкикай» вместо «Финансового юридического лица Кобукай». Именно под этим именем до сегодняшнего дня эта организация, пропагандирует Айкидо.

Вернувшись после войны в Токио, Основатель снова начал преподавать в Додзё в токийском районе Вакаяма, полностью передав общественные дела своему сыну Кисёмару и все, более склоняясь к духовному подвижничеству. Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Уэсибы приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости.  Айкидо получало всё более и более широкое распространение, впервые широко показано публике оно было в токийском универсальном магазине «Такасияма» в сентябре 1956 года, а в мае 1960 года состоялся ещё более широкий показ в зале Ямано в Токио. В 1961 году Основатель побывал на Гавайях, где произнес вошедшие в историю слова: «На сегодняшний день я построил в Японии золотой мост. Я прибыл на Гавайи, чтобы построить серебряный мост, который соединит страны мира в истинном духе Будо, духе гармонии между народами и незыблемой любви». Апогей послевоенного возрождения Айкидо наступил после завершения строительства нового Хомбу Додзё в январе 1969 года.

Скончался Основатель Морихеи Уэсиба 26 апреля 1969 года, когда общенациональная система Айкидо получила очень широкое развитие. В момент кончины ему было 86 лет. При жизни в 1960 году, он был награждён медалью с пурпурной лентой, а после кончины ему за заслуги были посмертно присвоены звание постоянного члена императорского двора 5-й степени и высший орден 3-го класса.

 

Написать ответ

Вы можете использовать эти Теги HTML и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> 

требуется

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Подольский центр Айкидо Айкикай - CIF: ...
г. Подольск, ул. Готвальда, д. 6 «В», 3 этаж - CP: ... ...
Российская Федирация - Tel: т. 8 (929) 990 9986

aiki888@ya.ru

для взрослых и детей т. 8(929) 990 9986